Методика проведения уроков информатики в начальных классах с использованием электронных материалов

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проведения уроков информатики в начальных классах с использованием электронных материалов
1.1 Понятие и классификация электронных материалов, используемых в образовании
1.2 Использование электронных материалов на уроках информатики как научная проблема
1.3 Особенности использования электронных материалов при проведении современных уроков информатики в начальных классах
Выводы по главе
2. Проведение уроков информатики в начальных классах с использованием электронных материалов: разработка методики
2.1 Обоснование необходимости использования электронных материалов при проведении уроков информатики в начальных классах
2.2 Методический базис использования электронных материалов при проведении уроков информатики в начальных классах
2.3 Результаты применения разработанной методики
Выводы по главе
Заключение
Библиографический список
Приложения

Выдержки из текста

Методика проведения уроков информатики в начальных классах с использованием электронных материалов – актуальное направление исследований, характерное для современной педагогической сферы.
В настоящее время выпускник школы должен обладать широким кругозором, прочными знаниями, быть способным ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения. Сформировать эти качества помогает предмет информатика, так как на уроках школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные решения, получать новую информацию, обрабатывать ее, делать соответствующие выводы. Данный предмет, несомненно, обладает собственной методикой обучения, имеет свою структуру и содержание. В начальной школе он носит пропедевтический характер и направлен на изучение первоначальных знаний основ информатики, ее фундаментальных понятий. Помимо этого информатика имеет большое количество межпредметных связей, является стержнем всего начального образования в части формирования компьютерной компетентности и универсальных учебных действий. Поэтому особенно актуально уже в младшем школьном возрасте сформировать познавательный интерес учащихся к данному предмету. В условиях информационного общества эффективным средством для решения рассматриваемого вопроса является использование на уроках электронных материалов, компьютерных средств обучения.
Вопросам использования электронных материалов на уроках информатики в начальной школе прямо и косвенно посвящены многочисленные исследования, в этом направлении эффективно работают Бент, Б.А., Богачев, А.Л., Добржинский, Ю.В., Ефремов, О.Ю., надо отметить также работы СА. Бешенкова, А.А. Кузнецова, А.Г. Кушниренко, МП. Лапчика, B.C. Леденева, А.СЛесневского, В,М. Монахова, А.Л. Семенова, Е.К. Хеннера, В.Ф. Шолоховича и др.
Широко обсуждаются различные аспекты обучения информатике в начальной школе (СА. Бешенков, А.В. Горячев, Т. В. Добудько, А.Ю. Кравцова, А,С. Лесневский, Н.В. Матвеева, Ю.А. Первин, М.А. Плаксин, А.Л. Семенов, Н.И. Суворова и др.). Начальный этап обучения информатике связывается с формированием мышления школьников, с введением понятийного аппарата информатики, ее средств и методов познания окружающей действительности в начальное образование. Информатика включается в начальное образование в двух непротиворечащих друг другу формах: как отдельный учебный предмет или в качестве «сквозных линий» в содержании начального образования в целом.
Анализ образовательной практики позволяет констатировать недостаточное обеспечение школ современными методиками использования электронных материалов на уроках информатики, это реальная педагогическая проблема.
Цель данной работы – разработка методики использования электронных материалов на уроках информатики в начальных классах.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы проведения уроков информатики в начальных классах с использованием электронных материалов (понятие и классификация электронных материалов, используемых в образовании; использование электронных материалов на уроках информатики как научная проблема; нюансы использования электронных материалов при проведении современных уроков информатики в начальных классах);
- разработать методический базис проведения уроков информатики в начальных классах с использованием электронных материалов: разработка методики (с обоснованием необходимости использования электронных материалов при проведении уроков информатики в начальных классах и рассмотрением эффективности применения разработанного базиса).
Предмет исследования – способы обучения информатике в начальных классах.
Объект исследования – начальные классы современной общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: использование электронных материалов на уроках повышает успеваемость учеников начальных классов по информатике.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении фундаментальных и новейших данных по проблеме использования электронных материалов на уроках информатики в начальных классах, практическая значимость – в разработке методического базиса использования электронных материалов на уроках информатики в начальных классах.
Методы работы: теоретический анализ, опрос, моделирование, статистический анализ.
Работа состоит из двух разделов, заключения, списка литературы, приложений.

Литература

1. ГОСТ 7.83-2001 Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
2. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные термины в образовании. Термины и определения
3. ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные термины в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов
4. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
5. Акулов, О.А. Информатика: базовый курс /О. А. Акулов, Н. В. Медведев. - М.: Омега-Л, 2004.- 551 с
6. Андросова, Е.Г. Формирования понятия «информация» при изучении базового курса информатики / Е.Г. Андросова, Е.Л. Луценко // Информатика и образование, 2005, №7 – С.21 – 25
7. Бешенков, С.А. Информация и информационные процессы / С.А. Бешенков, Ю.В. Лыскова, Е.А. Ракитина // Информатика и образование, 1998. №6 – С. 8
8. Бент, Б.А. Мультимедиа в образовании. – М.: Дрофа, 2007. – 202 с
9. Биккулова, Г.Р. Методические основы использования электронных учебных пособий в образовании - Инновации в образовании. - 2009. – 197 с
10. Богачев, А.Л., Добржинский, Ю.В. Разработка электронного учебника по курсу «Информатика» - Вологдинские чтения. - 2005. – 295 с
11. Гейне, А.Г. Информатика: Кн. для учителя /А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман. - М.: Просвещение, 2001.- 207 с
12. Ефремов, О.Ю. Педагогика – С-Пб.: Питер, 2009. – 230 с
13. Информационные технологии / Под редакцией В. В. Трофимова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 112 с
14. Конев, М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения // Химия в школе. - 2008. - № - С. 12-14
15. Коржавина, Н.В. Информационные технологии как средство достижения понимания в процессе обучения // Фундаментальные исследования. - 2008. – 157 с
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогика. – М.: Гардарики, 2009. – 140 с
17. Кравцова, А.Ю. Развитие содержательных линий базового курса информатики в общеобразовательной школе на основе анализа опыта Великобритании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования. - М., 1998. - 22 с
18. Кушниренко, А.Г. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информ-ки и как его преподавать: Метод. пособие /А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев. - М.: Лаб. Баз. Знаний, 2000. - 461 с
19. Кушниренко, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений / А.Г.Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. - 3-е изд. - М.: МЭЦ, 2007. - 224 с
20. Лапчик, М. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для вузов по специальности 030100- "Информатика" /Под общ. ред. Лапчика М.П. - М.: Академия, 2001. - 622 с
21. Лукомский, С. Некоторые вопросы школьного курса информатики и методики ее преподавания (физико-математический профиль) /С. Ф. Лукомский. - Саратов, 2010. – 174 с
22. Минькович, Т.В Модель методических систем обучения информатике. - М.: Логос, 2011. - 308 с
23. Матвеева, Е. И. Критериальное оценивание в начальной школе / Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева. - М. : Вита-Пресс, 2012. - 168 с
24. Матвеева, Н. В. Информатика. Программа для начальной школы. 2-4 классы / Н. В. Матвеева, М. С. Цветкова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 135 с
25. Основы общей теории и методики обучения информатике, под ред. А.А. Кузнецова. - М.: Лаборатория знаний, 2010. - 207 с
26. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. - 2008. – 98 с
27. Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. – М.: Академия, 2010. – 230 с
28. Рагулина М.И., Самылкина Н.Н., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Теория и методика обучения информатике. - М.: Academia, 2008. - 592 с
29. Роберт И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2012. – 96 c
30. Сикорская, Г.А. Электронный учебный курс в профильной школе: опыт разработки и практического использования // Среднее профессиональное образование. - 2009. – 27 с
31. Софронова, Н. В. Информатика в начальной школе. 1 год обучения / Н. В. Софронова, Н. В. Бакшаева, А. А. Бельчусов. - М. : Дрофа, 2008. - 128 с
32. Софронова, Н. В. Информатика в начальной школе. 2 год обучения / Н. В. Софронова, Н. В. Бакшаева, А. А. Бельчусов. - М. : Дрофа, 2009. - 112 с
33. Сычева, Г. Н. Нестандартные уроки в начальной школе / Г. Н. Сычева. - М. : Феникс, 2010. - 384 с
34. Хуторской, А. В. Информатика и ИКТ в начальной школе. Методическое пособие / А. В. Хуторской, Г. А. Андрианова. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 152 с
35. gcompris.net

О работе

Цена: 900 рублей.
Дисциплина: «Педагогика»
Тема: «Методика проведения уроков информатики в начальных классах с использованием электронных материалов»
Тип: «Дипломная работа»
Объем: 99 страниц
Год: 2013