Технологии работы социального педагога в сфере специализированного образования

Содержание

Введение
Глава 1. Технологии работы социального педагога в сфере специализированного образования: теоретические основы
1.1. Сущность, специфика специального образования
1.2. Социальный педагог в системе специального образования
1.3. Социально-педагогические технологии
Выводы по главе
Глава 2. Целевые социально-педагогические технологии: особенности реализации, специфика, сравнение
2.1. Особенности деятельности социального педагога по реализации целевых технологий
2.2. Примеры целевых технологий
2.3. Фактор подготовки социального педагога
Выводы по главе
Заключение
Список литературы

Выдержки из текста

Введение
Одной из наиболее актуальных проблем современной социальной педагогики является проблема технологического аспекта работы специалистов в специализированных учреждениях образования.
Социальная работа в системе специального образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ.
Количество детей различными проблемами неуклонно растет. Многообразные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у специалистов и т.д.
К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.
С учетом вышесказанного понятен интерес современных авторов к указанной проблеме – по этому направлению работают Иванов А.В., Лученков А. В., Мудрик А., Садовский М., Соловьева И. Л. И др.
Цель работы – изучить технологическую сторону работы социального педагога в специализированных учреждениях образования.
Задачи:
- теоретическое рассмотрение проблемы;
- изучение социально-педагогических технологий в сфере специального образования, особенностей их реализации;
- выводы.
В исследовании объектом является работа социального педагога в специализированных учреждениях образования, а предметом - формы, содержание, методы и технологии работы социального педагога.
Структура работы состоит из двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Технологии работы социального педагога в сфере специализированного образования: теоретические основы
1.1. Сущность, специфика специального образования
Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг.
К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах .
В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования.
Комплектование учреждений осуществлялось по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей: с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих); с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией); с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп характерна для специальных учреждений, как и ведение в штат таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

Литература

1. Балабанов С.С. Сексуальное поведение учащихся. –Н.Новгород: ДОННО, 1993. – 52 с.
2. Басов Н.Ф., Басова В., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию – М.: Academia, 2007.
3. Бочарова В. Г. Стратегия и технология образования в области социальной работы // Обучение социальной работе в России. - М., 1998. - Ч. 1.
4. Бражнокова И. М. Социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушениями интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы / И. М. Бражнокова // Дефектология. - 1998. - N 6 .- С. 18-21.
5. Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика. – М.: Academia, 2008. – 448 с
6. Василькова Т., Василькова Ю. Социальная педагогика – М.: Academia, 2007. – 448 с
7. Добсон Д. Непослушный ребёнок. –М.: Т – Око, 1992. – 208 с.
8. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. – М.: Владос, 2010. - 400 с
9. Иванов А.В. Социальная педагогика. – М.: Дашков, 2010. – 424 с
10. Как защитить вашего ребёнка? Под ред. А.Добросоцких. –М.: Даниловский благовестник, 2002. – 352 с.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). –М.: МарТ, 2005. – 448 с.
12. Кон И.С. Психология ранней юности. –М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
13. Колесникова Г. И. Специальная психология и педагогика. – Ростов н / Д : Феникс, 2010.
14. Лученков А. В. Технология социальной работы с табакокурением подростков: [Опыт социал. учреждений для несовершеннолетних г. Красноярска] / А. В. Лученков, М. Г. Садовский, С. Д. Семенов // Вестн. спихосоциал. и коррекц. -реабилитац. работы. - 1998. - N 4. - С. 19-27.
15. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. –М.: Академический проект, 2003. – 528 с.
16. Мудрик А. Социальная педагогика. – М.: Academia, 2009. – 224 с
17. Новосельцева Н.А., Фёдоров В.В. Наши подростки. –М.: Политиздат, 1989. – 128 с.
18. Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика. – М.: Высшее образование, 2007.
19. Подростковый алкоголизм (аспекты профилактики). Сост. Т.Н.Дмитриева. –Н.Новгород: НИРО, 1994. – 22 с.
20. Психологическое изучение личности школьника. Сост. Н.С.Сидоров. – Чебоксары: ЧГУ, 1985. – 32 с.
21. Ромм Т.А. История социальной педагогики. – Ростов н / Д : Феникс, 2010. - 376 с
22. Садовский М. Новые технологии работы с девиантными подростками в интенсивных школах (специализированных лагерях): [г. Красноярск] / М. Г. Садовский // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. - М., 1995. - С. 192-201.
23. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. –М.: Академия, 2000. – 336 с.
24. Соловьева И. Л. Социальный педагог в школе для глухих: [Из опыта работы] / И. Л. Соловьева, И. В. Цукерман // Дефектология. - 1998. - N 4.
25. Тысячникова Л. Социально-педагогическое пространство школы / Л. Тысячникова // Нар. образование. - 1999. - N 7-8. - С. 220-222. - Содерж.: Как помочь трудному ребенку?; Работа с детьми, имеющими речевые нарушения; Личностно-ориентир. подход в проф. ориентации .
26. Теория и практика социальной работы: опыт и перспективы: Сб. тр. участников 1-ой междунар. конф. – Ульяновск, 1999. ─ 112 с.
27. Тимошенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. –М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
28. Шевцов Ю. Социальный педагог в образовательном пространстве: [Опыт соц.-пед. работы с молодежью в г. Ставрополе] / Ю. Шевцов // Соц. работа. - 1997. - N 1. - С. 28-29

О работе

Цена: 450 рублей.
Дисциплина: «Социальная педагогика»
Тема: «Технологии работы социального педагога в сфере специализированного образования»
Тип: «Курсовая работа»
Объем: 37 страниц
Год: 2010