Формирование словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и специальных лексических упражнений

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Значение формирования словаря для полноценного развития
1.2. Специфика формирования словаря детей дошкольного возраста; виды дидактических игр и специальных лексических упражнений в развитии словаря
Выводы по главе
2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАЗВИТИИ СЛОВАРЯ
2.1. Роль дидактических игр и специальных лексических упражнений в развитии словаря
2.2. Исследование развития словаря дошкольников в дидактических играх и специальных лексических упражнениях
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Выдержки из текста

ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее актуальных проблем современной логопедии продолжает оставаться формирование словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и специальных лексических упражнений.
Формирование словаря, развитие полноценного лексикона – изначально важная задача логопедической работы с детьми дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Ребенок с хорошо развитым лексиконом легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, небогатый словарь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Как отмечают В.Н.Белкина и соавт., к 6 - 7 годам, а иногда и раньше, дети начинают осознавать недостатки своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными [3, с. 34].
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели необходимым словарным запасом, говорили правильно, четко, выразительно, с пониманием произносимого. В семье ребенка понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые – лексикон должен быть развит.
Еще острее вопрос о значении формирования словаря встает в связи с поступлением ребенка в школу. С первого дня обучения в школе ребенку необходимо широко пользоваться речью: задавать вопросы и отвечать на вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, и очень скоро обнаруживаются недостатки словаря.
Таким образом, дошкольник должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, эффективно обучаться в школе, а также понимать литературу, радио- и телепередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика полагает развитие словаря у детей одной из самых важных задач развития речи.
Игра — наиболее приемлемый для детей вид деятельности, способ проработки полученных из окружающего мира знаний, впечатлений. В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его развивающаяся потребность в общении, эмоциональность, активность.
Дидактическая игра представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление: она является и формой обучения, и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, и самостоятельной игровой деятельностью. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность обогащать словарь, совершенствовать его, активизировать, закреплять.
На важность проблемы формирования словаря дошкольников прямо или косвенно указывают многие современные авторы - Г.В.Бабина, Л.С. Ванюкова, Л.С.Волкова, С.Е.Большакова, О.И.Бочкарева, О.Б.Иншакова и др.
Цель данной работы – рассмотрение возможностей формирования словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и специальных лексических упражнений.
Задачи:
- рассмотреть основы формирования словаря детей дошкольного возраста (значение формирования словаря для полноценного развития, специфика формирования словаря детей дошкольного возраста);
- обосновать роль дидактических игр и специальных лексических упражнений в развитии словаря, рассмотреть виды дидактических игр и специальных лексических упражнений;
- провести исследование развития словаря дошкольников в дидактических играх и специальных лексических упражнениях.
Объект исследования - особенности формирования словаря детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - дидактические игры и специальные лексические упражнения для формирования словаря детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы состоит в сопоставлении данных по проблеме формирования словаря в дошкольном возрасте, как фундаментальных, так и современных.
Практическая значимость состоит в том, что выводы работы могут быть использованы в логопедической практике, а также при изучении данной сферы.
Методы исследования: теоретический анализ логопедической, педагогической, лингвистической, психологической, методической литературы.
Работа состоит из двух глав, заключения, библиографического списка.

Литература

1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности. – М.: Книголюб, 2005. – 56 с.
3. Бондарко Л.В. и др. Модель восприятия речи человеком. – М.: Наука, 1968. – 59с.
4. Бочкарева О.И. Логопедия: Подготовительная группа: Разработки занятий. – Волгоград: Корифей, 2007. – 128 с.
5. Бочкарева О.И. Логопедия. Средняя группа. Разработки занятий. – Волгоград: Корифей, 2008. – 112 с.
6. Ванюкова Л.С., Курдвановская Н.В. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: Сфера, 2007. – 96 с.
7. Волкова Г. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2006. – 144 с.
8. Волкова Л. С. Логопедия. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2008. – 703 с.
9. Володькова Н., Лапковская В. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 56 с.
10. Герасимова А.С. Популярная логопедия. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
11. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: Аркти, 2002. – 144 с.
12. Гризик Т. В мире слов. Пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7 лет / Т. Гризик. - М.: Росмэн, Просвещение, 2007. - 40 с.
13. Громова О.Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Стимульный материал. – М.: Сфера, 2008. – 48 с.
14. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет. – М.: Сфера, 2004. – 100 с.
15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН, 1958. – 370 с.
16. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. – 340 с.
17. Зимняя И. Педагогическая психология. – М.: Логос, 1999. – 384 с.
18. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Владос, 2008. – 279 с.
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: МарТ, 2005. – 448 с.
21. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: Просвещение, 1973. – 271 с.
22. Кочугова Н.П. Односложные слова со стечением согласных в начале: Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. – М.: Аркти, 2002. – 64 с.
23. Куликовская Т. А. 100 упражнений для формирования словаря дошкольников / Т. А. Куликовская. - М.: АСТ, Астрель, 2009. - 96 с
24. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии / Е. В. Лаврова. - М.: В. Секачев, 2013. - 184 с.
25. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: Аркти, 2005. – 224 с.
26. Лопухина И.С. Логопедия. – Минск: КОРОНА-Век, 2008. – 128 с
27. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх / О. Ю. Филимонова. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 144 с.

О работе

Цена: 900 рублей.
Дисциплина: «Логопедия»
Тема: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и специальных лексических упражнений»
Тип: «Курсовая работа»
Объем: 34 страницы
Год: 2014